Леонид Парфенов — о втором томе «Намедни», 1970-х
годах и ренессансе советской античности
Вышел второй том книжного проекта Леонида Парфенова
«Намедни. Наша эра» (М.: Колибри, Agey Tomesh/WAM,
2009). Книга-альбом о 1970-х — коллаж тассовских
и семейных фото, кадров Михалкова и Данелии,
квартирных ордеров (42 кв. м на пять душ — и
это счастье), садистских стишков и статданных
(82 млн радиоприемников продано в СССР: вражьи
голоса слушал почти каждый).
…Война Судного дня (пролог к взлету нефтяных
цен), бригады шабашников, джинсы из «Березки»,
Лотман и Пикуль, поиск национального чувства
великороссов в Суздале и на выставке Глазунова.
Это такая мозаика по фасаду ДК, в духе 1970-х?
И да, и нет. Но сюжет тот же, эпический: разноликие
народы бредут рядом по общему пути.
Кто тащит с собой бобину Pink Floyd, кто —
ведро корма для нутрий.
Парфенов говорит: «Я, смею надеяться, не занимался
выводиловом!» То есть не вбивал свои «282 феномена
1970-х» в авторскую концепцию. Силовые линии
эпохи сами сложились в монтаже «Намедни»? Так
или иначе: они видны.
Первый том проекта («1961 — 1970») и второй
хорошо срослись. Лейтмотивы подхвачены: тихое,
но упорное стремление граждан выгородить личное
пространство-имущество; марш энтузиастов — от
туризма с рюкзаком к «ардисовскому» Мандельштаму;
рабочая пятидневка и шесть соток; та же пятидневка
и энциклопедия сортов «плодово-выгодного»… И
общий дух «дембеля» после эпохи отцов-титанов,
после полувека мобилизационной экономики. Одним
словом: «Народ подал в отставку». Внятная «феноменология»
публициста словно дополняет самые интересные
академические истолкования «нашего XX века».
Вместе с «Намедни» хорошо читать «Серп и рубль»
А.Е. Вишневского и «Негативную идентичность»
Льва Гудкова и Бориса Дубина. Общие темы: история
СССР как история «раскрестьянивания» России,
отделения от общины «человека индивидуального»
(каков он у нас ни есть). История СССР как путь
от 30% грамотных к «всеобщей восьмилетке» при
Хрущеве (да! не раньше) и к «всеобщему среднему»
(в 1979-м).
Так и зрела советская цивилизация — общий символ
веры для миллионов. В мозаике этюдов Парфенова
она ясно видна. Да и читателю не чужая…
Главное о четырех книгах «Намедни» автор сказал
в первом томе:
«Мы живем в эпоху ренессанса советской античности.
<…>Вот уже первое поколение, не заставшее
СССР, вступает в жизнь — а она, как музейный
зал, заставлена советскими античными слепками.
Страна справляет праздники и служит в армии,
выбирает власть и смотрит телевизор, продает
углеводороды и получает образование, болеет
за сборные и лечится в больницах, поет гимн
и грозит загранице — по-советски. Только советское
прошлое понимается большинством как свое, родное».
Сегодня Леонид Парфенов комментирует
эти слова в «Новой газете».
— Вы пишете: «60-е — последнее десятилетие,
когда социалистический проект для большинства
еще сохранял обаяние. <…> Явлений еще
полно «просоветских», и массовое настроение
они порождают совсем не безнадежное. В 70-х,
кажется, и звезд-антисоветчиков не нужно — каждый
сам себе диссидент». Почему и в какой точке
«советская цивилизация» вошла в пике?
— Я не люблю обобщать. И часто повторяю: нет
никакой единой России, кроме той, что не зря
пишется в кавычках. Но уже в конце 1960-х гг.
стало понятно: никакого нового НЭПа не получается.
VIII пятилетка (1966 — 1970) была последней
выполненной. С другой стороны — в 1970-х начался
нефтяной бум.
Мы долго искали фото к главке «Тюменская нефть».
Не хотелось, чтобы это были только вышки. Вот,
смотрите: свадьба на Самотлоре. С «Жигулями»
и воздушными шариками на них, с шампанским,
с белым платьем на снегу, на фоне горящих газовых
факелов. Для 30-летних нефтяников 1973 года
это явно «свадьба победителей», это счастье
— Самотлор.
— Но текст дополняет: 2/3 доходов от нефтеэкспорта
шли на импорт машин и оборудования. И начинаешь
понимать, как герои «Девяти дней одного года»
стали персонажами «Полетов во сне и наяву».
— Вообще смешно было бы гадать про 1970-е годы
в 2000-х: а интересно, как все это дальше будет
развиваться? Проект «СССР» завершен. Финал известен.
Но у «Намедни» нет задачи «судить то время».
В нем было много притягательного. Теплого. Милого.
И все-таки: это была эпоха довольно большой
общественной самодеятельности. Странной. Очень
атомарной — на уровне дома и семьи.
— В томах «Намедни» четко простроена линия
«материального очеловечивания» народонаселения.
Первая робкая собственность: хрущевки, «Запорожец».
Первые дезодоранты — в 1975-м. Первая туалетная
бумага в СССР — в 1969-м, поначалу из расчета
0,12 рулона на человека в год. Всенародные музыкальные
школы «по классу ф-но». Автосервисы…
— Сюжет «обустройства» выстроился по логике
времени. «Запорожец» — это хрущевское понимание
того, что… вот, «народ к разврату готов». Хрущев
пошел на итальянскую выставку в Сокольниках.
И решил, что колхозное крестьянство, трудовая
интеллигенция, рабочий класс страны Советов
заслужили собственную микролитражку, подобную
Fiat 500.
Это вообще носилось в воздухе: «Народ готов».
Вот главный послевоенный подвиг советского народа:
он выгородил для своей частной жизни довольно
большое пространство. Закрылся в своей двухкомнатной
от партии и правительства, как герои «Иронии
судьбы».
— Гуляла тогда фраза: «Коммунизм в одной отдельно
взятой квартире».
— Что-то стырили с работы, что-то смастерили,
что-то достали. Почитали что-то, что трудно
добыть. Послушали «голоса», поперемывали косточки
старикам из Политбюро. Сын поступил в хороший
институт. На «Жигули» очередь подошла… Кто-то
увлечен перезаписями Led Zeppelin, кто-то переписыванием
Пастернака.
При — скажем честно — не слишком обременительной
работе, при очень низкой производительности
труда, при досуге, который почти не на что убить,
— это время породило огромную культуру частной
жизни последних советских десятилетий.
Потребительский бум, который был до кризиса,
— он был во многом компенсаторным. Попыткой
наездиться на иномарках за пять предыдущих поколений.
Реваншем за очереди, талоны, заказы… За «ножницы»
1970-х между тем, как люди хотели бы жить, —
и как им предлагал жить советский сценарий.
В тех же 1970-х стало понятным: что еще простится
власти, а что — нет, а что уже невозможно повторить.
Невозможно снова назвать Волгоград Сталинградом:
(Брежневу предлагали это сделать еще в 1965
году, к 20-летию Победы, всего через четыре
года после переименования города).
Совсем фатальным для «системы» стал ввод войск
в Афганистан. Состояние ума среднестатистической
советской мамы уже стало таково: она советской
власти жизнь сына не отдаст. И потому, что рождаемость
упала, и потому, что в СССР выросла цена жизни.
Само представление о цене жизни.
Можем не высовываться и помалкивать, но, когда
дойдет до исполнения «интернационального долга
в ограниченном контингенте по просьбе афганского
правительства», тут мы будем страшнее Сахарова
и Солженицына, вместе взятых.
— Что еще из 1970-х сегодня идет в рост? Что
увяло? Что дало потомство?
— Я не люблю выводить тенденции. Есть гигантские
группы, которые движутся так и сяк. Нет никакого
среднего класса. И среднего представителя образованной
публики… чистой публики, как говорили когда-то,
— сейчас невозможно описать. Его пока нет: тип
не выработался.
Плюс страшные поколенческие разрывы: у нас
те, кому 25, и те, кому 50, пережили совсем
разное детство. А между теми, кому 20 и кому
60, — две пропасти. И снова: нет единой России.
— У чистой публики как раз было принято уважать
опыт отцов и дедов. А у нас его ценить не всегда
легко. Да и сами мы тому не обучены.
— На CBS люди типа Дэна Разера (мне, положим,
было 40, а ему 70) говорили примерно так: «Мальчик
мой! Когда ты достигнешь возраста доверия, из
тебя, возможно, выйдет приличный человек. А
сейчас даже странно, что народ терпит тебя полтора
часа в неделю!»
— «Возраст доверия» — отличная формула. В России-2009
с этим худо.
— Поколение стариков США (условно говоря, людей
эпохи Рейгана) превратило эту страну в единственную
сверхдержаву. Революционно улучшило условия
жизни людей и возможности их самореализации.
Победило расизм — ведь Кондолиза Райс еще с
Рейганом работала. Одноэтажная Америка стала
двухэтажной.
Огромный путь пройден их страной за эти десятилетия.
На глазах людей. И это их заставляет уважать
в себе способность нации к самонастройке, связь
между общественными настроениями и политической
линией, способность, совершив ошибки, обсуждать
и осуждать их… У США масса поводов ценить старшее
поколение.
У нас все проблематичнее, потому что наш послевоенный
путь… скажем так… внутренне противоречив.
— А мы будем считать, что все впереди. Как
всегда и считали. Когда выйдет третий том «Намедни»?
— Думаю, в конце ноября 2009-го. Сейчас я заканчиваю
«1983 год». Только что писал про «Дело Щелокова»
и про пластилиновые мультфильмы Александра Татарского.
Писание и верстка идут параллельно: здесь важно
единство текстов, иллюстраций, заголовков. Единицей
этого продукта является разворот.
Я набрасываю «макет» на бумаге, потом сижу
с замечательными дизайнерами фирмы Agey Tomesh/WAM.
Долго отбираются фотографии: ведь это книга-альбом.
Иллюстрация может сказать больше, чем текст:
как кадр Игоря Гаврилова 1977 года, взгляд на
новую Конституцию СССР из «сушилки» парикмахерской.
Смотрите, сколько яйцеголовых гражданок, — каждая
под своим громадным бронефеном. И лозунг над
ними.
Иллюстраций в каждом томе около 500. Получается
верстка-монтаж и даже режиссура.
— Как вы собираете «памятники материальной
культуры»?
— Прекрасные вещи шлют блоггеры сообщества
namedni_60-e—90-e в ЖЖ. Тот же квартирный ордер
1970-го, 42 метра на пятерых. Пришел он, кстати,
из Швейцарии. Или — рисованную афишу «Есении»
из сибирского городка.
«Змеиную мазь» випросал, панацею начала 70-х,
искали по всему СНГ. Я лично добыл курицу с
неотрубленной головой. Сейчас уже таких не найдешь.
Надо заранее договориться с поставщиком курятины,
чтобы он одной не отрубал голову, щетинистую
шею и страшные когтистые лапы. Потом ее нужно
было адски морозить — чего сейчас тоже никто
не делает, — чтобы она приняла тот самый синюшный
вид настоящей советской курицей I и II категории.
По два семьдесят пять и по рубль девяносто кило.
Собрать ордена Брежнева — вот это был труд.
Звезда Героя Монголии и орден Сухэ-Батора, орден
Знамени Венгрии с алмазами, орден Возрождения
Польши с большим крестом. 16 наград от 10 стран
к одному юбилею.
Но это же надо объяснить: что такое была награжденность
Брежнева! В 75 лет он уже таких церемоний не
выдержал, и это все скопом провели. Просто выстроили
поздравителей перед ним, и они вручали коробочки.
А в 70 лет, в 1976-м, — еще на каждый орден
была отдельная церемония. Каждую показали в
программе «Время». Отчеты печатались во всех
газетах.
— Сейчас «ордена царя Гороха» смешат. Злит
до сих пор совсем другое. Вы поступили в университет
в конце 1970-х. Что думаете об alma mater?
— Я вообще на советское высшее гуманитарное
образование ввел бы люстрацию. Нельзя эти дипломы
принимать всерьез. Из «дисциплин» в зачетке
две трети были лженауками. А на иностранный
язык отводились две пары в неделю.
— И так создалась «наша норма знания». Страшно
стойкая норма.
— И по сей день люди выходят из вуза, не владея
ни одним иностранным языком. Что совсем дико
для современного мира! И для царской России
было дико.
В русской журналистике сейчас нельзя дать человеку
задание по поводу какого-нибудь там ливанского
конфликта, если он не востоковед. Он убежден,
что вовсе не обязан знать историю арабо-израильских
отношений: ему ее не преподавали. Или преподавали
так, что не запомнил.
— Это вы и называете нашим «ренессансом советской
античности»?
— Малой частью ренессанса… Я думаю, что не
может быть никакого компромисса с «советскостью»
как с принципом устройства жизни. Это самоубийственно.
— Вы говорите о «советскости» государства —
или о ней же внутри нас?
— Обо всем вместе. Конечно, «советскость» —
и проблема людей, которые ее принимают. И в
массе своей даже не ужаснулись тому, до чего
этот строй довел страну. Столько жертв, столько
крови, сколько лжи и потерянного времени. После
чего и было спокойно сказано: «Советский Союз
закончен. Всем спасибо. Все свободны».
Беседовала
Елена Дьякова
17.06.2009 |